В рамках V Недели конкуренции в Челябинской области 19 октября состоялась видеоконференция с представителями УФАС, бизнес-омбудсмена и органов местного самоуправления.
В мероприятии приняли участие: заместитель руководителя Челябинского УФАС Наталья Сапрыкина, заместитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Ольга Казакова.
«В рамках Указа Президента России № 618, которым утвержден план Национальный план развития конкуренции в РФ, мы с вами вместе должны снизить количество нарушений антимонопольного законодательства не менее чем в 2 раза к 2020 году. С этой целью в области проводится ряд мероприятий, в том числе внедрение антимонопольного комплаенса в органах местного самоуправления и органах государственной власти. Цель нашего видеосеминара сделать так, чтобы количество нарушений при организации ярмарок, уменьшилось», - отметила, открывая видеоконференцию, Наталья Сапрыкина.
В своем выступлении представитель УФАС подробно остановилась на тех нарушениях, которые допускают органы МСУ при организации ярмарок, и которые фиксирует при проведении проверок антимонопольное ведомство.
Ярмарочная деятельность регулируется постановлением Правительства Челябинской области № 31-П от 16.02.2011 «О Положении о порядке организации ярмарок и продажи товаров на них и требованиях к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках на территории Челябинской области», распоряжением Правительства РФ № 1738-Р «Об утверждении стандартов развития конкуренции в субъектах РФ» и в числе обязательных рынков, где должна развиваться конкуренция, обозначена розничная торговля, в том числе, и организация ярмарок. Данный рынок также отмечен в «дорожной карте» по развитию конкуренции, утвержденной Губернатором Челябинской области. Конечная цель – увеличить количество ярмарок, привлечь как можно большее число сельхозтоваропроизводителей и дать возможность населению приобретать качественные продукты по более низкой цене.
Что касается типичных нарушений, то это: отсутствие плана организации ярмарок и порядка предоставления мест продавцам; муниципалитеты не дают сведения об оплате мест; нет схемы размещения мест для продажи, информации о режиме работы; не ведется реестр участников ярмарки, а заявки на участие в ней подаются в устной форме и так далее.
Между тем, при организации ярмарок обязательно должна разрабатываться схема, предусматривающая зоны торговли (при этом, если проводится сельскохозяйственная ярмарка, то специально выделяются места для торговли продукцией, не прошедшей промышленную обработку).
Организатор обязан соблюдать тип ярмарки, в случае необходимости проводить санитарно-ветеринарную экспертизу, соблюдать гигиенические требования, организовать охрану объекта. План мероприятий по организации ярмарок должен появляться в общедоступном информационном пространстве заранее.
Выступление заместителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Ольги Казаковой касалось размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории муниципальных образований.
В практике работы регионального Уполномоченного по защите прав предпринимателей актуальной проблемой на протяжении нескольких лет остается проблема размещения НТО. 1 марта 2015 г. вступили в силу изменения в Земельный кодекс РФ. Появилась отдельная глава, регулирующая использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Размещение нестационарных торговых объектов без предоставления земельных участков осуществляется на основании Схемы размещения НТО в соответствии с Законом «О торговле».
Рабочей группой под руководством Уполномоченного еще в 2015 году было разработано типовое положение о размещении НТО и направлено во все муниципалитеты области с рекомендацией к использованию.
В настоящее время в большинстве муниципальных образований положения о размещении НТО приняты, но единообразная правоприменительная практика не сформирована.
«Только часть муниципалитетов предусмотрела преимущественное право заключения договоров на размещение НТО без предоставления земельных участков без торгов, при условии надлежащего исполнения обязательств по ранее заключенным договорам аренды земли. Следовательно, предприниматели находятся в неравных условиях. Там, где этого права нет, субъекты предпринимательства должны заключать договоры на размещение по результатам торгов. В ряде муниципалитетов выбор способа размещения (аренда земли или размещение без предоставления земельного участка) оставлен на усмотрение органа местного самоуправления, а не предпринимателей», - обратила внимание участников семинара Ольга Казакова.
Некоторые муниципалитеты ввели ограничения на размещение НТО на центральных улицах. Также отсутствует единообразие в порядке расчетов платы за размещение НТО.
Проблема существует не только в теоретической плоскости, но и в плоскости фактического правоприменения. В течение 2017-2018 годаов Уполномоченным получено большое количество обращений предпринимателей, которые сначала не могли продлить договоры аренды земельных участков под НТО, затем получали уведомления о продлении договоров на неопределенный срок, а потом массово получили уведомления о прекращении срока действия договоров и о необходимости демонтажа своих нестационарных объектов.
Изменения в Федеральный закон «О торговой деятельности» в части регулирования размещения нестационарных торговых объектов до сих пор не внесены. Учитывая данные обстоятельства, в целях поддержания стабильности хозяйственного оборота в сфере нестационарной торговли, повышения степени защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, обеспечения баланса интересов предпринимателей, органов местного самоуправления и населения, унификации правового регулирования в пределах региона полагаю, что возникла необходимость урегулирования основных вопросов размещения НТО на уровне региона.
Уполномоченным было подготовлено письмо о принятии закона о регулировании размещения НТО на уровне субъекта на имя заместителя Губернатора Гаттарова Р.У. На площадке Законодательного Собрания создана рабочая группа, разработан законопроект, который планируется принять в до конца года.
Помимо этого О.Казакова подробно рассказала о ситуации с исключением НТО из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, действующей в каждом муниципалитете.
Отметим, что выступающие в ходе видеоконференции ответили на самые разные вопросы, касающиеся организации ярмарок и размещения НТО.
Запись видеосеминара можно посмотреть на сайте Совета муниципальных образований Челябинской области и по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=p92R-8wiQ7A&feature=youtu.be.
Пресс-служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области | Ольга Смирнова | + 7 922 755 0150, Viber, WA, Telegram | +7 951 797 3210